Пост из блога
|

Если пост понравился, можно нажать кнопку + НРАВИТСЯ
и добавить в свой дневник, нажав (+В ЦИТАТНИК)в левом верхнем углу поста.
Б/з
17.01.2012 в 16:14
Пишет AkiraIn:42 признака дизайнера.
Все дизайнеры чем-то очень похожи друг на друга. Я общаюсь с ними каждый день и знаю, что дизайнер — это не профессия. Это образ жизни.
1. Они все очень странные.
2. Они пьют и едят всю эту гадость только потому, что им нравится упаковка.
3. На покупку обычного столика в Икее они тратят весь день.
4. Они не выходят из кинотеатра, пока не прочитают все титры.
5. Они ненавидят друг друга.
6. Без эскиза они даже лампочку не вкрутят.
7. Они скорее изучат текстуру твоего платья, чем выслушают тебя.
8. Их дом забит журналами с картинками.
10. Они портят фотографии, чтобы сделать коллажи.
11. Они не могут считать, но разбираются в шрифтах.
12. Они настолько же ненавидят Comic Sans, насколько любят Helvetica.
13. Они боготворят людей, которых никто не знает, и говорят о них, как о своих старых знакомых.
14. Они постоянно интересуются чужим мнением, но делают всё по-своему.
15. Они всё объясняют законами композиции, кроме своих опозданий.
16. Всё, у чего нет логотипа, ими даже не рассматривается.
17. Они тырят дорожные знаки и копят всякую винтажную хрень.
18. Они любят разукрашки.
19. Они читают комиксы.
20. Они ненавидят Excel.
21. Цвет свитера они определяют по шкале Panton.
22. Они думают, что спасут мир одним постером.
23. Они не общаются, они проводят мозговой штурм.
24. Отдыхать они едут в такое место, о существовании которого никто и не подозревает, и где нет даже пляжа.
25. Художественные галлереи — их второй дом.
26. Они знают гораздо больше позиций, чем Kamasutra, но пользуются двумя.
27. В ресторане для них дизайн меню всегда гавно.
28. Они слушают музыку, которую многие даже музыкой не считают.
29. Столы у них испорчены резаками.
30. Вместо нормальных книг они читают детские сказки, фентэзи и семиотику.
31. Любая новость для них не новость, ведь они уже читали об этом в Фэйсбуке или Твиттере.
32. У них уже давно есть какая-нибудь приблуда, когда все остальные только узнают о ней.
33. Когда они узнали, что Adobe купил Macromedia, они испытали оргазм.
34. Если они и ходят в магазин, то всегда в один и тот же, причём не самый дешёвый.
35. В магазине Apple они оставят всю зарплату.
36. Они дарят непонятные подарки.
37. Они смеются над самыми обычными вещами.
38. Вы можете проснуться посреди ночи от его крика во сне «когда дедлайн?»
40. Для них СMYK или RGB то же самое, что для Нео матрица.
41. Они мечтают о дне, когда в их дизайн не будут совать нос. И боже упаси ткнуть пальцем в их монитор!
42. Они всегда сонные, так как работают 24\7.
URL записиВсе дизайнеры чем-то очень похожи друг на друга. Я общаюсь с ними каждый день и знаю, что дизайнер — это не профессия. Это образ жизни.
1. Они все очень странные.
2. Они пьют и едят всю эту гадость только потому, что им нравится упаковка.
3. На покупку обычного столика в Икее они тратят весь день.
4. Они не выходят из кинотеатра, пока не прочитают все титры.
5. Они ненавидят друг друга.
6. Без эскиза они даже лампочку не вкрутят.
7. Они скорее изучат текстуру твоего платья, чем выслушают тебя.
8. Их дом забит журналами с картинками.
10. Они портят фотографии, чтобы сделать коллажи.
11. Они не могут считать, но разбираются в шрифтах.
12. Они настолько же ненавидят Comic Sans, насколько любят Helvetica.
13. Они боготворят людей, которых никто не знает, и говорят о них, как о своих старых знакомых.
14. Они постоянно интересуются чужим мнением, но делают всё по-своему.
15. Они всё объясняют законами композиции, кроме своих опозданий.
16. Всё, у чего нет логотипа, ими даже не рассматривается.
17. Они тырят дорожные знаки и копят всякую винтажную хрень.
18. Они любят разукрашки.
19. Они читают комиксы.
20. Они ненавидят Excel.
21. Цвет свитера они определяют по шкале Panton.
22. Они думают, что спасут мир одним постером.
23. Они не общаются, они проводят мозговой штурм.
24. Отдыхать они едут в такое место, о существовании которого никто и не подозревает, и где нет даже пляжа.
25. Художественные галлереи — их второй дом.
26. Они знают гораздо больше позиций, чем Kamasutra, но пользуются двумя.
27. В ресторане для них дизайн меню всегда гавно.
28. Они слушают музыку, которую многие даже музыкой не считают.
29. Столы у них испорчены резаками.
30. Вместо нормальных книг они читают детские сказки, фентэзи и семиотику.
31. Любая новость для них не новость, ведь они уже читали об этом в Фэйсбуке или Твиттере.
32. У них уже давно есть какая-нибудь приблуда, когда все остальные только узнают о ней.
33. Когда они узнали, что Adobe купил Macromedia, они испытали оргазм.
34. Если они и ходят в магазин, то всегда в один и тот же, причём не самый дешёвый.
35. В магазине Apple они оставят всю зарплату.
36. Они дарят непонятные подарки.
37. Они смеются над самыми обычными вещами.
38. Вы можете проснуться посреди ночи от его крика во сне «когда дедлайн?»
40. Для них СMYK или RGB то же самое, что для Нео матрица.
41. Они мечтают о дне, когда в их дизайн не будут совать нос. И боже упаси ткнуть пальцем в их монитор!
42. Они всегда сонные, так как работают 24\7.
Репост: продаются и отдаются даром книги
Приветствую сограждане.
Так как в прошлый раз не все изъявившие желание пришли забирать свои книги, повторяю объявление.
Отдаются даром:
Web-дизайн по стандартам
Дао творческого карьериста
Методы и алгоритмы вычислительной математики, учебное пособие
С/С++ Структурное программирование, практикум
Adobe Illustrator 9, официальный учебник + диск с уроками
Скляров - Головоломки для хакера + диск с чем-то
Упрощенная система налогообложения - учебно-практическое пособие
За небольшую денежку:
Семенов - Проектирование и расчет структурированных кабельных систем и их компонентов - 200 р.
Информационная архитектура в интернете, 2-е издание - 150 р.
Б. Таймен - Полный справочник по Cisco - 200 р.
Планирование, внедрение и поддержка инфраструктуры Active Directory Microsoft Windows Server 2003 - 200 р.
Маршрутизаторы CISCO. Пособие для самостоятельного изучения - 200 р.
Передача голосовых данных по сетям Cisco Frame Relay, ATM и IP - 200 р.
Цены условные, если хотите забрать сразу несколько - предлагайте свою цену.
Так как в прошлый раз не все изъявившие желание пришли забирать свои книги, повторяю объявление.
Отдаются даром:
Web-дизайн по стандартам
Дао творческого карьериста
Методы и алгоритмы вычислительной математики, учебное пособие
С/С++ Структурное программирование, практикум
Adobe Illustrator 9, официальный учебник + диск с уроками
Скляров - Головоломки для хакера + диск с чем-то
Упрощенная система налогообложения - учебно-практическое пособие
За небольшую денежку:
Семенов - Проектирование и расчет структурированных кабельных систем и их компонентов - 200 р.
Информационная архитектура в интернете, 2-е издание - 150 р.
Б. Таймен - Полный справочник по Cisco - 200 р.
Планирование, внедрение и поддержка инфраструктуры Active Directory Microsoft Windows Server 2003 - 200 р.
Маршрутизаторы CISCO. Пособие для самостоятельного изучения - 200 р.
Передача голосовых данных по сетям Cisco Frame Relay, ATM и IP - 200 р.
Цены условные, если хотите забрать сразу несколько - предлагайте свою цену.
О «вежливости» программ на примере WP7 (окончание)
Продолжение публикации о "вежливости " программных продуктов на примерах из Windows Phone 7.
9. Вежливая программа проницательна
Попытку сделать бизнес на анализе предпочтений пользователей, как мы все прекрасно знаем, делает уже не первый год компания Google. Хорошо или плохо это у неё получается - не мне и не сейчас судить, да и топик не об этом. Функциональность поискового детища Microsoft - Bing - пока настолько далека от хотя бы приемлимой, что на всех устройствах с WP7 для рынка РФ сама же Micorosoft заменяет эту поисковую машину на Yandex. Но оставим поиск... на нём свет клином не сошёлся.
Применительно к мобильным устройствам я бы ожидал, что в ответ на мой явно проявленный интерес к картографическому софту устройство бы само нашло и ненавязчиво предложило бы мне попробовать и другие приложения по этой же навигационной тематике. Заметив, что я скачал Fruit Ninja, проницательное устройство предложило бы мне попробовать другие игры со схожим гемплеем. Marketplace не умеет этого.
Приходится сделать вывод, что с обнаружением предпочтений пользователя (так же как и с описанным в п.1 интересом к пользователю вообще) у Windows Phone 7 дела обстоят, мягко говоря, никак. "Неуд. "
10. Вежливая программа уверена в себе
Я уже упоминал про надоедливые диалоги в WP7: "Программа такая-то хочет отправить СМС. Разрешить? " Такое поведение можно расценить и как неуважение и недоверие к мнению пользователя, которое он уже высказал не раз и не два вполне определённо, но и как неуверенность Системы, которую она маскирует под заботу о пользовательской информации.
В Windows Mobile всё было проще: при установке система проверяла наличие сертификата от доверенного центра сертификации и, в случае отсутствия такового, выводила предупреждение: "Программа не имеет цифровой подписи. Устанавливайте её только в том случае, если доверяете разработчику. " Больши никаких вопросов не задавалось. Всё логично: доверяешь разработчику - пользуйся, но мы тебя предупредили! Причем, даже вполне честные и крупные разработчики не всегда тратили силы и деньги на сертфикацию, но это не было такой большой проблемой. Теперь всё "круче ": как я уже рассказывал чуть раньше, перед публикацией в Marketplace ВСЕ программы поголовно не только получают цифровую подпись, но еще и в обязательном порядке ТЕСТИРУЮТСЯ специально отобранными людьми. И всё равно система НЕ ДОВЕРЯЕТ этим приложениям и задаёт вопросы, перекладывая ответственность на пользователя, но при этом не доверяя и мнению пользователя, задвая одни и те же вопросы из раза в раз.
"Неуд без права пересдачи " Обеспечьте реальный контроль для приложений в Marketplace и на задвайте мне тупых вопросов.
11. Вежливая программа всегда сосредоточена
Я уже было хотел похвалить WP7 за отсутствие привычки предлагать излишне широкий выбор пользователю, но вспомнил про Мастер начальной настройки и понял, что захвалить WP7 всё-таки не получится.
Счастливы те пользователи, которым WP7 подарил "добрый друг ", но при этом и помог настроить! Тем же, кто самостоятельно проходит череду каверзных вопросов этого "Мастера ", чрезвычайно сложно понять, что же от него хотят. На изначальные проблемы со скудностью и неясностью требований этого Мастера накладываются еще "перлы ", разбросанные по всему устройству теми людьми, которые по наивности считают себя "переводчиками ". Вчитайтесь и оцените: "Касание кнопки "Принимаю " означает, что вы согласны с тем, что на ваш Windows Phone распространяются условия использования Windows Phone. " И что? Согласен ли я, что на мой Windows Phone распространяются его же условия? Да мне плевать! Распространяются они или НЕ распространяются... Я-то тут при чем? Моё-то какое дело? Чего от меня хотят? Оказывается, от меня хотят, чтобы я принял на себя обязательства соблюдать Лицензионное Соглашение... От поди ж ты...
Следующий экран не менее загадочен: "Настройка Windows Phone " с тремя большими кнопками: "Рекомендуемый ", "Пользовательский ", "SOS " и пояснением мелким текстом: "Включить передачу данных с передачей сведений об использовании телефона, работе сенсорной клавиатуры и отчётов от ошибках в корпорацию Microsoft для улучшения продуктов и услуг. " Здесь понять, что от меня хочет телефон, ещё сложнее. Включить передачу сведений об использовании телефона в Microsoft? О работе клавиатуры? На моём телефоне? Это что, легальный кейлогер? Даже мне, человеку, который уже более 10 лет занимается мобильной тематикой профессионально, очень сложно понять, что же такое хотела сообщить мне Система? А что уж говорить про неискушённых пользователей...
Пытаясь подстраховаться от возможных юридических проблем, составители этого с позволения сказать "Мастера " сделали его абсолютно непонятным для обычного пользователя. Те вопросы, которые он задаёт, и те варианты действий, что он предлагает, назвать "понятными " невозможно при всём желании. Продираться через череду его вопросов - занятие довольно неприятное и утомительное, хотя этих вопросов и не много.
К чести остальных разработчиков WP7, такого "частокола " невнятных вопросов я больше нигде не встретил в системе. Поэтому общую оценку по этому критерую оставлю как "Уд. "
12. Вежливая программа покладиста
Этот пункт довольно не прост для понимания, но затрагивает очень важные вещи, поэтому я приведу его с минимальными купюрами.
Особенно забавно то, что даже если запись о новом контакте я делаю на WP7 для учётной записи сервиса Google, который сам по себе совершенно спокойно переваривает и несколько мобильных телефонов, и несколько е-mail одного типа, устройство всё равно упрямится и строго требует от меня всё разложить по полочкам.
Второй образчик упрямства и отсутствия покладистости - программа Календарь. Попробуйте задать событие без окончания времени!.. А ведь это стандартная для человека ситуация: в большинстве случаев я иду на встречу еще не зная, когда точно она закончится. Если у меня нет следующих встреч или следующая встреча еще не скоро, я могу задержаться и "выпить чашечку кофе ". У программы Календарь нет для поля "Окончание встречи " значения "как получится ".
И самое интересное: попробуйте Календарю объяснить такое понятие как "встреча в течение дня ". Очень часто мы говорим своим коллегам: "Зайди ко мне в течение дня. Завтра мне надо будет сдавать отчёт и мне нужно с тобой обсудить один момент. " Программа Календарь умеет создавать приглашения на встречи, но категорически не умеет делать это "по-человечески ", с нечёткими, но такими привычными для нас критериями, как "в течение дня ", "на этой неделе ", или даже хотя бы более простыми "до четверга ". "Событие целого дня " - это совсем другое, тут идея в том, чтобы программа сама переносила такую "не чётко определённую " встречу на любое свободное время в течение указанного срока, выдавая мне вполне по-человечески понятное сообщение: "А сейчас самое время зайти в бухгалтерию, они просили это сделать сегодня в течение дня. " Если я попытаюсь создать в Календаре встречу продолжительностью "от понедельника до четверга " - она расползётся по всему моему Календарю и тут же начнёт истерически конфликтовать с другими, более короткими встречами. В Календаре начнётся бардак. Поэтому такие встречи мы даже не заносим в свой Календарь и в результате, вполне закономерно, забываем про них.
"Неуд " за отсутствие покладистости.
13. Вежливая программа даёт мгновенное удовлетворение
Тут необходимо привести ещё одну цитату, из предшествующей главы под названием "Личные цели ", чтобы пояснить использованный термин "телевизор Теда ".
Проводя аналогию с "телевизором Теда ", можно со 100% уверенностью сказать, что Windows Phone 7 только в руках очень опытного пользователя способен дать "мгновенное удовлетворение ". Чтобы заставить систему работать хотя бы наполовину её возможностей, необходимо в обязательном порядке настроить аккаунт Windows Live ID. Тот пользователь, который понимает роль и значимость этого аккаунта, разумеется, сделает это в первую очередь (как и самостоятельно настроит WiFi), но пользователь, слабо понимающий о чём вообще идёт речь, скорее всего в диалоге Мастера начальной настройки с предложением настроить Windows Live ID нажмёт кнопку "не сейчас ". Этот диалог очень невнятно объясняет необходимость WLID и легко позволяет пропустить этот этап. А в результате пользователь получит систему с пустыми диалогами в приложениях и непонятной функциональностью. Да и вообще, устройство очень слабо и неохотно рассказывает о своих возможностях и откровенно не хочет помогать пользователю настроить себя "по полной программе ". Знаешь где искать Wi-Fi - настроишь (окошко с предложением настроить WiFi появится только при условии, что рядом есть бесплатная и не защищенная точка доступа). Знаешь, что такое и зачем нужны Facebook Chat или Windows Live Messenger - сможешь ими пользоваться, экономя на SMS, а иначе - раскошеливайся. SkyDrive - а это вообще что? А оно зачем? Система предпочитает отмалчиваться о своих возможностях. Какое уж тут "мгновенное " удовлетворение?
На WP7 нет ни одной преинсталлированной игры, чтобы можно было бы сразу, "из коробки ", ощутить мощность и динамику этой Системы, заявленной в качестве развлекательной. Сперва необходимо настроить аккаунт Windows Live ID, после чего самому искать либо в Marketplace, либо в Xbox Live что-либо достойное этой "новой игровой платформы ", но при этом есть шанс нарваться на гору "перделок " и "свистелок ", которые сразу способны разочаровать в выборе системы. Такой путь никак нельзя назвать "мгновенным ".
Та же история - с музыкой. На устройстве "из коробки " вы не найдёте ни одного саундрека, ни одного видеоролика, чтобы сразу оценить мультимедийные возможности устройства. Нажав тайл "Zune " вы получите только сообщение: "Здесь пусто. Подключите телефон к компьютеру и синхронизируйте музыку/видео ". Чтобы "насладиться " музыкой и видео, надо обязательно предварительно поставить на ПК программу Zune, подключить к этому ПК ваше устройство на WP7, настроить партнёрство, указать файлы для синхронизации и только после этого можно переходить к "наслаждению "... В странах, которые признаны более "правильными ", в Marketplace для покупки и скачивания доступны не только программы, но и музыка с подкастами - там можно получить доступ к мультимедиа контенту чуть быстрее, но снова - только через настройку Windows Live ID.
"Неуд " по мгновенности удовлетворения.
14. Вежливой программе можно доверять
Общая неотлаженность системы, проблемы в её функционировании, а, главное, отсутствие изначальной заботы о моих, пользователя, нуждах и, как следствие - крайне низкая интерактивность и "прозрачность " работы, делают систему WP7 грубой, невежливой и совершенно недружественной. Я не могу ей доверять, даже если очень этого хочу.
"Неуд " за отсутствие доверия.
Подведение итогов.
Итак, Алан Купер в 1999 году предложил оценивать вежливость программных продуктов по 14 критериям. Мы "пробежались " по такой "Новой и Современной " мобильной операционной системе, как Microsoft Windows Phone 7 выпуска 2010 (обновлена осенью 2011 года). Давайте посмотрим, что у нас получилось? Научились ли разработчики мобильных систем создавать по настоящему "вежливые " программные продукты?
Общая оценка чуть-чуть поднимается над "Неудовлетворительно ". Говоря иными словами, Windows Phone 7 невежлива чуть менее чем полностью. Что же тогда удивляться тому, что обычные пользователи (не гики, и не "полюбившие по долгу службы ") всё никак не хотят оценить и "проголосовать рублём " эти устройства?
Если Система пренебрежительно относится к нуждам, желаниям и явно высказываемым предпочтениям пользователя, постоянно принуждает его к нелогичным и занудным действиям, отказывается помогать и проявлять хотя бы какую-нибудь смекалку, то трудно ожидать от пользователя любви к такой Системе. И совершенно не приходится ожидать, что человек, купивший такое устройство и столкнувшийся с наким невежливым поведением Системы, почувствует благодарность к разработчику и желание рекомендовать эту Систему своим друзьям и знакомым.
Заключительное слово я снова хочу предоставить Алану Куперу:
До следующих встреч, друзья!
P.S. Для тех, кто не читал мои предыдущие заметки, хочу напомнить, что этот материал является дополнением к ранее опубликованному циклу заметок о проблемах в работе WP7 (заметки №№ раз, два и три), проблемах в интерфейсе Metro, анализу общих проблем использования системы различными типами пользователей и общему выводу, сделанному на базе всего ранее изложенного.
P.P.S. Еще раз хочу напомнить главное. Здесь, в своём блоге, я излагаю своё собственное мнение, которое никому не навязываю. Если вы имеете другое мнение - изложите его в комментариях или дайте ссылку. Я приветствую любое конструктивное обсуждение, но за мат и оскорбления тереть и банить буду беспощадно.
9. Вежливая программа проницательна
Консьержка нью-йоркского отеля, где я часто останавливаюсь, заметила мой интерес к бродвейским постановкам. Теперь, когда бы я ни приехал, консьержка, причем без моего напоминания, вывешивает в моем номере удобный перечень идущих бродвейских постановок. Она была достаточно восприимчива, чтобы заметить мой интерес, что позволяет ей предупреждать мои желания и предоставлять мне нужную информацию еще до того, как я успею об этой информации задуматься. Консьержке достаточно несложно воспользоваться своей проницательностью, а я раз за разом останавливаюсь именно в этом отеле.
Работая с приложением, я всегда разворачиваю окно во весь экран. Затем, при помощи панели задач я переключаюсь между окнами приложений. Однако мои приложения, похоже, не замечают этого, особенно новые. Мне часто приходится разворачивать окна этих приложений, хотя они должны были уже давно заметить мои недвусмысленные и ясные предпочтения. Другие пользователи предпочитают небольшие размеры окон, позволяющие видеть пиктограммы на рабочем столе.
Для программы не составило бы труда обнаружить предпочтения пользователя и в дальнейшем действовать адекватно.
Попытку сделать бизнес на анализе предпочтений пользователей, как мы все прекрасно знаем, делает уже не первый год компания Google. Хорошо или плохо это у неё получается - не мне и не сейчас судить, да и топик не об этом. Функциональность поискового детища Microsoft - Bing - пока настолько далека от хотя бы приемлимой, что на всех устройствах с WP7 для рынка РФ сама же Micorosoft заменяет эту поисковую машину на Yandex. Но оставим поиск... на нём свет клином не сошёлся.
Применительно к мобильным устройствам я бы ожидал, что в ответ на мой явно проявленный интерес к картографическому софту устройство бы само нашло и ненавязчиво предложило бы мне попробовать и другие приложения по этой же навигационной тематике. Заметив, что я скачал Fruit Ninja, проницательное устройство предложило бы мне попробовать другие игры со схожим гемплеем. Marketplace не умеет этого.
Приходится сделать вывод, что с обнаружением предпочтений пользователя (так же как и с описанным в п.1 интересом к пользователю вообще) у Windows Phone 7 дела обстоят, мягко говоря, никак. "Неуд. "
10. Вежливая программа уверена в себе
Я ожидаю от работников сферы услуг уверенности и смелости. Если они видят, как я выхожу из уборной с расстегнутой ширинкой, мне хотелось бы, чтобы кто-то быстро, ясно и ненавязчиво дал мне это понять, пока я не вышел на трибуну, чтобы произнести речь. Тут нужна смелость, но такая смелость оценивается по достоинству. Точно так же, если мой помощник не может забронировать мне билет на нужный рейс, я ожидаю, что он уверенно закажет билет на другой подходящий рейс, и мне не придется вдаваться в детали.
Если я велю компьютеру уничтожить файл, я не хочу, чтобы он спрашивал у меня, уверен ли я. Разумеется, уверен, иначе бы я не просил это сделать. Я хочу, чтобы компьютер следовал своим убеждениям и просто удалил файл.
С другой стороны, если компьютер подозревает, что я мог ошибаться (а он это делает всегда), то должен предусмотреть ситуацию, когда я передумаю, и файл нужно будет полностью восстановить. В любом случае продукт должен быть уверен в собственных действиях, а не отмежевываться и не скулить, перекладывая ответственность на меня.
Мне часто случалось подолгу работать с документом, затем нажимать кнопку Print и уходить за чашкой кофе, предоставив принтер самому себе. Затем я возвращался и обнаруживал бессмысленный ужасный диалог в центре экрана с вопросом: «Вы уверены, что хотите печатать?» Подобные сомнения приводят в ярость и являются антитезой, полной противоположностью вежливого человеческого поведения.
Я уже упоминал про надоедливые диалоги в WP7: "Программа такая-то хочет отправить СМС. Разрешить? " Такое поведение можно расценить и как неуважение и недоверие к мнению пользователя, которое он уже высказал не раз и не два вполне определённо, но и как неуверенность Системы, которую она маскирует под заботу о пользовательской информации.
В Windows Mobile всё было проще: при установке система проверяла наличие сертификата от доверенного центра сертификации и, в случае отсутствия такового, выводила предупреждение: "Программа не имеет цифровой подписи. Устанавливайте её только в том случае, если доверяете разработчику. " Больши никаких вопросов не задавалось. Всё логично: доверяешь разработчику - пользуйся, но мы тебя предупредили! Причем, даже вполне честные и крупные разработчики не всегда тратили силы и деньги на сертфикацию, но это не было такой большой проблемой. Теперь всё "круче ": как я уже рассказывал чуть раньше, перед публикацией в Marketplace ВСЕ программы поголовно не только получают цифровую подпись, но еще и в обязательном порядке ТЕСТИРУЮТСЯ специально отобранными людьми. И всё равно система НЕ ДОВЕРЯЕТ этим приложениям и задаёт вопросы, перекладывая ответственность на пользователя, но при этом не доверяя и мнению пользователя, задвая одни и те же вопросы из раза в раз.
"Неуд без права пересдачи " Обеспечьте реальный контроль для приложений в Marketplace и на задвайте мне тупых вопросов.
11. Вежливая программа всегда сосредоточена
Если я заказываю салат в хорошем ресторане, мне приносят хороший салат. В плохом ресторане учиняется допрос: «Со шпинатом, Цезарь-салат или овощной? С луком? С гренками? С тертым сыром? Пармезан или романо? Полная порция или к обеду? Соус французский, итальянский, масло с уксусом, Тысяча Островов? Соус на тарелке? Подавать до или после главного блюда?» Даже самый требовательный гурман не настолько озабочен салатом, чтобы подвергаться такой мариновке, однако интерактивные системы ведут себя подобным образом постоянно. Приложение Adobe Photoshop печально известно своей способностью забрасывать пользователя многочисленными отвратительными и ненужными вопросиками, причем каждый появляется в отдельном диалоговом окне.
Невежливые программы задают множество надоедающих вопросов. Потребность в выборе обычно не так велика, поэтому выбор становится не преимуществом, а сущей пыткой...
Я уже было хотел похвалить WP7 за отсутствие привычки предлагать излишне широкий выбор пользователю, но вспомнил про Мастер начальной настройки и понял, что захвалить WP7 всё-таки не получится.
Счастливы те пользователи, которым WP7 подарил "добрый друг ", но при этом и помог настроить! Тем же, кто самостоятельно проходит череду каверзных вопросов этого "Мастера ", чрезвычайно сложно понять, что же от него хотят. На изначальные проблемы со скудностью и неясностью требований этого Мастера накладываются еще "перлы ", разбросанные по всему устройству теми людьми, которые по наивности считают себя "переводчиками ". Вчитайтесь и оцените: "Касание кнопки "Принимаю " означает, что вы согласны с тем, что на ваш Windows Phone распространяются условия использования Windows Phone. " И что? Согласен ли я, что на мой Windows Phone распространяются его же условия? Да мне плевать! Распространяются они или НЕ распространяются... Я-то тут при чем? Моё-то какое дело? Чего от меня хотят? Оказывается, от меня хотят, чтобы я принял на себя обязательства соблюдать Лицензионное Соглашение... От поди ж ты...
Следующий экран не менее загадочен: "Настройка Windows Phone " с тремя большими кнопками: "Рекомендуемый ", "Пользовательский ", "SOS " и пояснением мелким текстом: "Включить передачу данных с передачей сведений об использовании телефона, работе сенсорной клавиатуры и отчётов от ошибках в корпорацию Microsoft для улучшения продуктов и услуг. " Здесь понять, что от меня хочет телефон, ещё сложнее. Включить передачу сведений об использовании телефона в Microsoft? О работе клавиатуры? На моём телефоне? Это что, легальный кейлогер? Даже мне, человеку, который уже более 10 лет занимается мобильной тематикой профессионально, очень сложно понять, что же такое хотела сообщить мне Система? А что уж говорить про неискушённых пользователей...
Пытаясь подстраховаться от возможных юридических проблем, составители этого с позволения сказать "Мастера " сделали его абсолютно непонятным для обычного пользователя. Те вопросы, которые он задаёт, и те варианты действий, что он предлагает, назвать "понятными " невозможно при всём желании. Продираться через череду его вопросов - занятие довольно неприятное и утомительное, хотя этих вопросов и не много.
К чести остальных разработчиков WP7, такого "частокола " невнятных вопросов я больше нигде не встретил в системе. Поэтому общую оценку по этому критерую оставлю как "Уд. "
12. Вежливая программа покладиста
Этот пункт довольно не прост для понимания, но затрагивает очень важные вещи, поэтому я приведу его с минимальными купюрами.
Когда системы ручной обработки информации преобразуются в компьютеризованные системы, практически всегда преобразование происходит с потерями. Компьютеризация ручных систем обычно необходима для повышения емкости, а не для изменения функциональности. Однако системы ручного труда обычно очень гибки, а этой функции непросто дать точное определение. Автоматическая система ввода заказов способна обработать на много миллионов больше заказов, чем человек, но клерк обладает способностью управлять системой.Проиллюстрировать отсутствие "покладистости " очень легко на примере штатной программы "Контакты ". Старая, очень старая болезнь, которую никто в Microsft, похоже, и не собирается решать: в эпоху, когда у почти каждого взрослого человека имеется по два (а то и больше) мобильных телефона, cистема WP7 не разрешит вам завести запись о контакте с двумя "мобильными " телефонами (или "домашними ", или "рабочими " не суть). По мнению WP7, у человека не может быть больше одного "персонального " адреса e-mail (или рабочего, или какого-либо другого). Программа Контакты просто не может себе представить, что возможны несколько полей, называемых одинаково. Каждый раз, заводя информацию о новом знакомом, мы вынуждены укладываться в "прокрустово ложе ", которое представляет из себя Телефонная книга. Так было всегда во всех Windows (буквально "от мала до велика "), и просвета тут не предвидится.
После автоматизации его способность управлять системой исчезает. Практически не бывает автоматизированных систем, позволяющих внести элемент хаоса в процесс или воспользоваться каким-то преимуществом.
....
В компьютеризованной системе существует всего два состояния: отсутствие информации и полное соответствие информации формату. Промежуточные состояния не распознаются и не принимаются. В любой системе ручного труда существует важное, пусть и парадоксальное, состояние – не озвученное, не документированное, но фундаментальное – это состояние приостановки, когда транзакция может быть принята, даже не будучи полностью обработанной. Оператор-человек создает это состояние в своей голове, или на рабочем столе, или в кармане.
К примеру, цифровая система, прежде чем выдать накладную, требует предоставить информацию о покупателе и информацию о заказе. Клерк может просто поместить заказ на обработку, еще не имея полной информации о покупателе, а вот компьютеризованная система отклонит транзакцию, не желая продолжать работу без необходимых сведений.
Эту человеческую способность выполнять действия непоследовательно или до удовлетворения предварительных условий я называю «покладистостью». Покладистость обычно становится одной из первых жертв компьютеризации, а ее отсутствие – главная причина нечеловечности цифровых систем. Это естественный результат применения модели реализации. Программисты не видят причин для создания промежуточных состояний, поскольку компьютер в них не нуждается. Однако человек нуждается в возможности слегка изменять систему.
Большим преимуществом покладистой системы является сокращение числа ошибок. Разрешая присутствие в системе небольших временных ошибок и доверяя человеку их исправление до того, как они приведут к серьезным проблемам, мы избегаем ошибок более серьезных, имеющих далеко идущие последствия. Парадоксально, но жесткие правила компьютерных систем как раз и создаются для предотвращения таких мелких ошибок. Такие негибкие правила делают человека и программу врагами, поскольку человек не имеет возможности изменить работу программы и предотвратить серьезные ошибки, а потому вскоре перестает заботиться о защите программы от действительно колоссальных проблем. Если жесткие правила ограничивают гибких людей, проигрывают обе стороны. Ограничение деятельности людей всегда заканчивается плохо для бизнеса, а компьютерным системам в конечном итоге все равно приходится переваривать неверные сведения.
* * *
Покладистость – одно из немногих свойств вежливости человека, которое сложно встроить в компьютерную систему. Покладистость требует гораздо более тонких интерфейсов. Чтобы стать покладистой, система должна приоткрыть свои механизмы умеренно опытному наблюдателю. Клерк не может переместить форму заказа на вершину стопки, если не может видеть саму стопку, ее размер, границы, расположение. Необходимы инструменты, чтобы вытащить форму из электронной стопки и поместить ее на вершину. Эти инструменты должны быть видимыми, как в системе ручного труда, и тогда операция становится столь же простой, как перемещение листка бумаги. С физической точки зрения покладистость требует дополнительных механизмов для хранения записей, находящихся в состоянии ожидания, но ведь и функция отката операций имеет очень похожие потребности. Настоящая неприятность состоит в том, что такие инструменты допускают мошенничество и злоупотребления.
.....
Положительное качество недокументированного использования, перевешивающее недостатки, заключается в том, что компьютер обладает мощью для перепроверки всех действий пользователя, способен подробно регистрировать их для внешнего наблюдателя. Принцип здесь очень простой: разрешайте пользователю делать, что ему угодно, но храните очень подробные записи об этих действиях, чтобы можно было с легкостью восстановить ход событий.
Особенно забавно то, что даже если запись о новом контакте я делаю на WP7 для учётной записи сервиса Google, который сам по себе совершенно спокойно переваривает и несколько мобильных телефонов, и несколько е-mail одного типа, устройство всё равно упрямится и строго требует от меня всё разложить по полочкам.
Второй образчик упрямства и отсутствия покладистости - программа Календарь. Попробуйте задать событие без окончания времени!.. А ведь это стандартная для человека ситуация: в большинстве случаев я иду на встречу еще не зная, когда точно она закончится. Если у меня нет следующих встреч или следующая встреча еще не скоро, я могу задержаться и "выпить чашечку кофе ". У программы Календарь нет для поля "Окончание встречи " значения "как получится ".
И самое интересное: попробуйте Календарю объяснить такое понятие как "встреча в течение дня ". Очень часто мы говорим своим коллегам: "Зайди ко мне в течение дня. Завтра мне надо будет сдавать отчёт и мне нужно с тобой обсудить один момент. " Программа Календарь умеет создавать приглашения на встречи, но категорически не умеет делать это "по-человечески ", с нечёткими, но такими привычными для нас критериями, как "в течение дня ", "на этой неделе ", или даже хотя бы более простыми "до четверга ". "Событие целого дня " - это совсем другое, тут идея в том, чтобы программа сама переносила такую "не чётко определённую " встречу на любое свободное время в течение указанного срока, выдавая мне вполне по-человечески понятное сообщение: "А сейчас самое время зайти в бухгалтерию, они просили это сделать сегодня в течение дня. " Если я попытаюсь создать в Календаре встречу продолжительностью "от понедельника до четверга " - она расползётся по всему моему Календарю и тут же начнёт истерически конфликтовать с другими, более короткими встречами. В Календаре начнётся бардак. Поэтому такие встречи мы даже не заносим в свой Календарь и в результате, вполне закономерно, забываем про них.
"Неуд " за отсутствие покладистости.
13. Вежливая программа даёт мгновенное удовлетворение
... Компьютеры не способны ровным счетом ни на что, пока вы не приложите гигантские усилия для написания программы. Разработчики программного обеспечения медленно усваивают этот принцип отложенного удовлетворения и потому склонны писать программы, ведущие себя таким же образом. Программы заставляют пользователей вводить все возможные сведения, прежде чем сделать даже самый крошечный объем работы. Веди себя подобным образом какой-либо человек, он бы вам очень не нравился.
Мы можем сделать программы намного более вежливыми, предположив, что они работают на пользователя и предоставляют ему информацию, не требуя единомоментно значительных усилий. Возьмите хоть телевизор Теда – Тед должен иметь возможность смотреть программы без необходимости настраивать режимы.
Тут необходимо привести ещё одну цитату, из предшествующей главы под названием "Личные цели ", чтобы пояснить использованный термин "телевизор Теда ".
Для примера возьмем моего коллегу Теда. Он только что прислал мне по электронной почте сообщение, в котором жалуется на свой новый телевизор. Много неприятных часов он провел за чтением руководства, потому что иначе не мог настроить многочисленные режимы ящика...
...
Тед жаловался не на то, что не может смотреть новый телевизор, и не на то, что слишком много заплатил, и не на то, что не может воспользоваться новыми супервозможностями. Он жаловался на то, что телевизор заставил его чувствовать себя глупо. Конечно, Тед выразился иначе, ведь сама фраза «ящик делает из меня идиота» заставляет человека чувствовать себя глупо, но очевидно, что смысл письма был именно такой. Взаимодействуя с телевизором, он случайно делал ошибки. После подключения телевизора у него ушел час, чтобы получить хоть сколько-нибудь удовлетворительный результат. Процесс настройки режимов вряд ли можно назвать развлекательным...
Как бы мы спроектировали новый интерфейс для телевизора, вооруженные информацией о святости личных целей Теда? Во-первых, чтобы владелец быстро почувствовал, что он чего-то достиг, мы должны гарантировать, что телевизор будет хорошо работать сразу после включения. Не нужно, чтобы работали сразу все возможности, но какие-то должны работать, причем хорошо. Очевидно, этот первый тест на удовольствие невозможно пройти при помощи процесса настройки режимов. Разработчики программного обеспечения относятся ко всем режимам одинаково, а потому валят их в одну кучу. Однако мы можем с легкостью предположить, какими должны быть первичные настройки, что позволит телевизору выполнять базовые функции, а пользователю даст отсрочку в знакомстве с прочими, более сложными возможностями продукта. Необходимо вытаскивать параметры из кучи. Это не техническая задача, а простая перестановка приоритетов в проектировании.
Наш проект телевизора подпадает под определение успешного: Тед может вынуть телевизор из коробки, воткнуть его в розетку и сразу же довольно расслабиться в своем кресле, переключая каналы. Большинство практических целей достигнуто, а личным целям при этом ничто не вредит.
Проводя аналогию с "телевизором Теда ", можно со 100% уверенностью сказать, что Windows Phone 7 только в руках очень опытного пользователя способен дать "мгновенное удовлетворение ". Чтобы заставить систему работать хотя бы наполовину её возможностей, необходимо в обязательном порядке настроить аккаунт Windows Live ID. Тот пользователь, который понимает роль и значимость этого аккаунта, разумеется, сделает это в первую очередь (как и самостоятельно настроит WiFi), но пользователь, слабо понимающий о чём вообще идёт речь, скорее всего в диалоге Мастера начальной настройки с предложением настроить Windows Live ID нажмёт кнопку "не сейчас ". Этот диалог очень невнятно объясняет необходимость WLID и легко позволяет пропустить этот этап. А в результате пользователь получит систему с пустыми диалогами в приложениях и непонятной функциональностью. Да и вообще, устройство очень слабо и неохотно рассказывает о своих возможностях и откровенно не хочет помогать пользователю настроить себя "по полной программе ". Знаешь где искать Wi-Fi - настроишь (окошко с предложением настроить WiFi появится только при условии, что рядом есть бесплатная и не защищенная точка доступа). Знаешь, что такое и зачем нужны Facebook Chat или Windows Live Messenger - сможешь ими пользоваться, экономя на SMS, а иначе - раскошеливайся. SkyDrive - а это вообще что? А оно зачем? Система предпочитает отмалчиваться о своих возможностях. Какое уж тут "мгновенное " удовлетворение?
На WP7 нет ни одной преинсталлированной игры, чтобы можно было бы сразу, "из коробки ", ощутить мощность и динамику этой Системы, заявленной в качестве развлекательной. Сперва необходимо настроить аккаунт Windows Live ID, после чего самому искать либо в Marketplace, либо в Xbox Live что-либо достойное этой "новой игровой платформы ", но при этом есть шанс нарваться на гору "перделок " и "свистелок ", которые сразу способны разочаровать в выборе системы. Такой путь никак нельзя назвать "мгновенным ".
Та же история - с музыкой. На устройстве "из коробки " вы не найдёте ни одного саундрека, ни одного видеоролика, чтобы сразу оценить мультимедийные возможности устройства. Нажав тайл "Zune " вы получите только сообщение: "Здесь пусто. Подключите телефон к компьютеру и синхронизируйте музыку/видео ". Чтобы "насладиться " музыкой и видео, надо обязательно предварительно поставить на ПК программу Zune, подключить к этому ПК ваше устройство на WP7, настроить партнёрство, указать файлы для синхронизации и только после этого можно переходить к "наслаждению "... В странах, которые признаны более "правильными ", в Marketplace для покупки и скачивания доступны не только программы, но и музыка с подкастами - там можно получить доступ к мультимедиа контенту чуть быстрее, но снова - только через настройку Windows Live ID.
"Неуд " по мгновенности удовлетворения.
14. Вежливой программе можно доверять
Между друзьями устанавливается доверие благодаря взаимозависимости и готовности жертвовать собой. О каком доверии может идти речь, когда компьютеры ведут себя странно и с неохотой работают на пользователей? Я доверяю кассирше в банке – ведь она улыбается и знает мое имя. Но при этом всегда пересчитываю деньги, полученные от банкомата, просто потому, что не доверяю этой тупой машинеWindows Phone 7 не доверяет мне, как пользователю, и, соответственно, в ответ я мало в чём могу доверить ей. После того, как она красиво нарисовала процесс отправки нового сообщения не упомянув даже ни слова про то, что реального доступа к Интернет у неё нет, я окончательно понял, что доверять ей нельзя. Поэтому я перезваниваю людям: "Вы получили моё письмо, которое я отправил с мобильника 15 минут назад? " Я проверяю с "большого " ПК через WEB-интерфейс к Exchange засинхронизировались ли мои последние контакты, которые я создавал на устройстве, с сервером, и только после этого делаю Clean Reset, ибо никаких уведомлений об ошибках синхронизации устройство не выводит, а выводит только статус текущей синхронизации. Общаясь с человеком через Windows Live Messenger в поездке по городу я постоянно спрашиваю: "Последним было это сообщение? ", ибо никаких уведомлений о том, что часть сообщений пропущено, система не выдает, хотя и умеет выкидывать сообщения с прошедшего дня. Я всё время сам захожу в клиенты для Facebook и Twitter, ибо знаю, что система нотификаций работает отвратительно, и я не могу ей доверять.
Общая неотлаженность системы, проблемы в её функционировании, а, главное, отсутствие изначальной заботы о моих, пользователя, нуждах и, как следствие - крайне низкая интерактивность и "прозрачность " работы, делают систему WP7 грубой, невежливой и совершенно недружественной. Я не могу ей доверять, даже если очень этого хочу.
"Неуд " за отсутствие доверия.
Подведение итогов.
Итак, Алан Купер в 1999 году предложил оценивать вежливость программных продуктов по 14 критериям. Мы "пробежались " по такой "Новой и Современной " мобильной операционной системе, как Microsoft Windows Phone 7 выпуска 2010 (обновлена осенью 2011 года). Давайте посмотрим, что у нас получилось? Научились ли разработчики мобильных систем создавать по настоящему "вежливые " программные продукты?
| № | Критерий | Оценка | Балл |
| 1 | Вежливая программа интересуется мной | Неуд. | 2 |
| 2 | Вежливая программа относится ко мне уважительно | Неуд. | 2 |
| 3 | Вежливая программа обходительна | Неуд. | 2 |
| 4 | Вежливая программа ведёт себя разумно | Уд. | 3 |
| 5 | Вежливая программа предвидит мои потребности | Неуд. | 2 |
| 6 | Вежливая программа отзывчива | Неуд. | 2 |
| 7 | Вежливая программа не склонна делиться своими личными проблемами | Хор | 4 |
| 8 | Вежливая программа в курсе происходящего | Неуд. | 2 |
| 9 | Вежливая программа проницательна | Неуд. | 2 |
| 10 | Вежливая программа уверена в себе | Неуд. | 2 |
| 11 | Вежливая программа всегда сосредоточена | Уд. | 4 |
| 12 | Вежливая программа покладиста | Неуд. | 2 |
| 13 | Вежливая программа даёт мгновенное удовлетворение | Неуд. | 2 |
| 14 | Вежливой программе можно доверять | Неуд | 2 |
| Итого (средний балл): | 2,37 |
Общая оценка чуть-чуть поднимается над "Неудовлетворительно ". Говоря иными словами, Windows Phone 7 невежлива чуть менее чем полностью. Что же тогда удивляться тому, что обычные пользователи (не гики, и не "полюбившие по долгу службы ") всё никак не хотят оценить и "проголосовать рублём " эти устройства?
Если Система пренебрежительно относится к нуждам, желаниям и явно высказываемым предпочтениям пользователя, постоянно принуждает его к нелогичным и занудным действиям, отказывается помогать и проявлять хотя бы какую-нибудь смекалку, то трудно ожидать от пользователя любви к такой Системе. И совершенно не приходится ожидать, что человек, купивший такое устройство и столкнувшийся с наким невежливым поведением Системы, почувствует благодарность к разработчику и желание рекомендовать эту Систему своим друзьям и знакомым.
Заключительное слово я снова хочу предоставить Алану Куперу:
Программные продукты раздражают нас не отсутствием возможностей, но своей невежливостью. Как показывает этот перечень характеристик, вежливую программу обычно создать не сложнее, чем невежливую. Просто кто-то должен представить себе взаимодействия, эмулирующие качества восприимчивого и заботливого друга. Ни одна из характеристик не противоречит всем прочим, более прагматическим целям вычислительной техники на службе бизнеса. Более человечное поведение может стать и самым прагматичным.
До следующих встреч, друзья!
P.S. Для тех, кто не читал мои предыдущие заметки, хочу напомнить, что этот материал является дополнением к ранее опубликованному циклу заметок о проблемах в работе WP7 (заметки №№ раз, два и три), проблемах в интерфейсе Metro, анализу общих проблем использования системы различными типами пользователей и общему выводу, сделанному на базе всего ранее изложенного.
P.P.S. Еще раз хочу напомнить главное. Здесь, в своём блоге, я излагаю своё собственное мнение, которое никому не навязываю. Если вы имеете другое мнение - изложите его в комментариях или дайте ссылку. Я приветствую любое конструктивное обсуждение, но за мат и оскорбления тереть и банить буду беспощадно.
Как распечатать большую карту на листах А4
"Оставлю это здесь." ""Есть несколько программ, которые открывают файлы формата JPG (карты обычно в этом формате).
Это и Adobe Photoshop, и ACDSee и другие." "Но я опишу работу с программой, которая есть в любом компьютере, так как она входит по умолчанию в любой Microsoft office. Это программа Paint (рисовалка)." "1. Открываем папку с нужной картой." "2. Кликаем правой кнопкой мыши по нужной карте и выбираем пункт Открыть с помощью – Paint. Запустится программа Paint и в ней откроется нужный лист." "3. Настроим печать. Файл-Параметры страницы. Поля все делаем по 3-5 мм (по умолчанию там 19,1 мм). Снимаем галочки с Центрирование. Ориентация может быть и Книжная и Альбомная.
Теперь Масштаб. Можно оставить 100 %. Тогда карта распечатается в исходном масштабе, что не всегда удобно ( в 1 см – 1260 м). Часто удобнее иметь круглый масштаб – в 1 см – 1 км или 1 см=500 м." "4. Для печати 3-х версток в масштабе 1 см=1 км масштаб надо поставить 126 %. При этом общий размер листа увеличится, и карта распечатается не на 6, а на 8 или 9 листах А4 формата." "5. Для распечатывания 1-верстной карты в масштабе 1 см=500 м масштаб ставим 86 %." "6. После установок можно посмотреть, на скольких листах получится: Файл-Предварительный просмотр. Иногда сменив ориентацию листов с Книжной на Альбомную (см п. 3) можно уменьшить количество листов. Можно и чуть подрезать поля карты, чтобы не печатать почти пустые страницы с полями снизу карты." "7. Нажимаем Файл-Печать. В установках Вашего принтера выбираем качество печати (я ставлю Наилучшее). И распечатываем." " Вот вроде и все объяснение."" "©
"
Это и Adobe Photoshop, и ACDSee и другие." "Но я опишу работу с программой, которая есть в любом компьютере, так как она входит по умолчанию в любой Microsoft office. Это программа Paint (рисовалка)." "1. Открываем папку с нужной картой." "2. Кликаем правой кнопкой мыши по нужной карте и выбираем пункт Открыть с помощью – Paint. Запустится программа Paint и в ней откроется нужный лист." "3. Настроим печать. Файл-Параметры страницы. Поля все делаем по 3-5 мм (по умолчанию там 19,1 мм). Снимаем галочки с Центрирование. Ориентация может быть и Книжная и Альбомная.
Теперь Масштаб. Можно оставить 100 %. Тогда карта распечатается в исходном масштабе, что не всегда удобно ( в 1 см – 1260 м). Часто удобнее иметь круглый масштаб – в 1 см – 1 км или 1 см=500 м." "4. Для печати 3-х версток в масштабе 1 см=1 км масштаб надо поставить 126 %. При этом общий размер листа увеличится, и карта распечатается не на 6, а на 8 или 9 листах А4 формата." "5. Для распечатывания 1-верстной карты в масштабе 1 см=500 м масштаб ставим 86 %." "6. После установок можно посмотреть, на скольких листах получится: Файл-Предварительный просмотр. Иногда сменив ориентацию листов с Книжной на Альбомную (см п. 3) можно уменьшить количество листов. Можно и чуть подрезать поля карты, чтобы не печатать почти пустые страницы с полями снизу карты." "7. Нажимаем Файл-Печать. В установках Вашего принтера выбираем качество печати (я ставлю Наилучшее). И распечатываем." " Вот вроде и все объяснение."" "©
"
via Тёмной ночью."
Re[2]:
|
Re: Путешествие по Ватикану
Да ты что?! Вот номер! Возьми-ка весь код всей этой записи, а файл загрузочный у меня дома должен быть сохранен, если ты отсюда его не выудишь, приду домой и найду. А запись поставь для своего пользования:
|






















Комментариев нет:
Отправить комментарий